Четверг, 28.03.2024, 18:42
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ с.Стародубское Долинского района Сахалинской области

меню
вход
статистика
погода-Долинск

прошлое

Как это было...

Фото от В.Э.Гордина

 

«Сахалин наполнен чудесами…» (из воспоминаний В.Э.Гордина)

             В Стародубское мы с родителями приехали в 1962 г. с северного Сахалина, где родители отработали первый год своего контракта. Отец был назначен завучем средней школы, а мама пошла работать в вечернюю школу в зоне. Тогда было такое поветрие, что все молодые зеки должны были получить хотя бы восьмилетнее образование и в зонах открылось много школ. Кстати, наша школа тогда располагалась прямо рядом с забором зоны и со второго этажа была хорошо видна лагерная жизнь. Зэков каждый день водили на работу на кирпичный завод и вначале это зрелище мрачной толпы в черных ватниках, окруженной автоматчиками с собаками производило на меня, восьмилетнего пацана, жутковатое впечатление. Но потом постепенно привык. К тому же зэки постоянно появлялись в одиночку или по двое на улицах поселка, отпущенные в увольнение на несколько часов. И выглядели как нормальные люди, только обритые все налысо. Поэтому, когда спустя годы, я увидел фильм «Вокзал для двоих», то сразу вспомнил и «наших» зэков.

            Кстати, с наличием зоны связан и весьма комичный эпизод из нашей жизни. Тогда из Южного в Стародубское ходила дрезина, но зимой во время буранов пути часто заметало и рейсы отменялись. А для школьных учителей был организован культпоход в Южно-Сахалинский драматический театр. Событие! Все его ждут. Готовятся. А тут – буран. Дрезины нет. Со станции звонят в Долинск – нет и не будет. Что делать. Директор школы бежит к начальнику зоны. Майор Хапава дает машину для учителей – лагерный воронок. В других он свой контингент не возит. Рассказ родителей: машина с трудом (несколько раз откапывали дорогу) добирается до Южного. Опаздываем. И тут на площадь перед театром врывается черный воронок резко тормозит перед входом и из него выбегает толпа весьма помятого от долгой тряски вполне приличного народа. Театральная публика, как сейчас говорится, в ауте. Но успели.

            Нам дали дом на самой южной окраине поселка. До погранзаставы было всего два-три дома. Вначале мне приходилось ходить в школу через весь поселок, потому что здание начальной школы находилось в его северной части. Однако, это продолжалось недолго: этой же зимой здание начальной школы сгорело во время сильного пожара. Школа загорелась поздним вечером, мы услышали звон в рельс и все побежали туда со своими ведрами. Выстроилась цепочка с ведрами от колодца, кто-то пытался вынести школьные пособия, но деревянное здание очень быстро выгорело до крыши, которая рухнула, выбросив фонтан брызг. После пожара нас, младшеклассников перевели в главное здание, расположенное в центре поселка.

            Жизнь в школе была весьма интересной. Я, например, запомнил как отец водил нас к археологам, которые работали недалеко от  берега Найбы, где они раскапывали стоянку доисторических людей. Было удивительно представить себе, что на месте нашего поселка люди жили еще тысячи лет назад. Хотя ощущение, что мы не первые жители на этом месте, постоянно присутствовало у нас, «новых стародубцев». То корейцы рассказывают нам, о том, что собирание морской капусты во время отлива на берегу моря – это у них семейная традиция на протяжении нескольких  поколений, то у соседей во дворе провалилась телега в углем, и в образовавшейся яме нашли «клад» из спрятанной японской утвари. Вообще, почти в каждом доме была склеенная японская посуда, дешевые украшения и игрушки. Это японцы, очень быстро эвакуировавшиеся, но надеявшиеся скоро вернуться, оставили свой нехитрый скарб.    

            Мы прожили в Стародубском два с половиной года. Потом у мамы предстояли тяжелые роды и врачи посоветовали ей рожать на материке, мы уехали в конце 64-го, а отец поработал еще полгода. Мы уже не вернулись на Сахалин, но всю оставшуюся жизнь (а отец прожил после отъезда в Ленинград всего восемь лет, до конца своих дней работая директором школы), родители очень тепло вспоминали нашу непростую, но очень интересную сахалинскую жизнь. И у меня сохранились хоть и далекие, но яркие образы сахалинской природы, непривычного для ленинградского ребенка быта и наши детские сражения  между нами «верхниками» и «нижниками», жившими на улице, идущей вдоль берега моря.

            Когда уже в зрелые годы, я  начал писать тексты песен, то одну из них я посвятил сахалинской жизни, постаравшись взглянуть на нее глазами бывшего ленинградского студента. «Валерий Гордин, Валерий Чечет - Ливни»
















Поиск
наше время
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Институт «ЭкоПро»

МБОУ СОШ с.Стародубское Долинского района Сахалинской области© 2010 - 2024